Итак, вы заказали тур куда-то в тёплые края, прикупили новый костюм и приобрели авиабилеты. Но в какой-то момент, насмотревшись фильмов, новостей или наслушавшись родственников, вы отказываетесь садиться в самолёт. В чем причина? Человеческий фактор – страх перед всем новым. А ещё множество неправильных, искажённых представлений о том, как работает авиационная индустрия. Основываясь на настоящих рассказах опытных пилотов, мы собрали вам перечень самых стрессовых для пассажиров вопросов. Давайте разбираться, как перестать бояться летать и превратить путешествие в удовольствие.
1. Выход двигателей из строя
Подобная чрезвычайная ситуация может произойти по разным причинам. Но, пожалуй, она вызывает одни из самых сильных опасений. Снизится или вовсе пропадёт тяга, загорится двигатель или что-то ещё. В приступе паники можно предположить всё что угодно.
Но опытные пилоты рассказывают, что двигатели самолёта во время стабильного полёта априори периодически работают на нулевой тяге. Здесь срабатывает инерция, как скатывание с горки на велосипеде без прокручивания педалей. Само собой, чтобы поехать дальше или остановиться, педали нужно будет начать крутить заново. Но и самолёт на нулевой тяге не летит слишком долго.
Если же двигатель выйдет из строя, произойдёт поломка или даже возгорание, времени на спуск на безопасную высоту хватит в любом случае. Пилоты до автоматизма отрабатывают экстренные ситуации на тренажёрах, поэтому доставить вас на ближайшую посадочную площадку смогут без труда. К тому же, не стоит забывать, что тотальная поломка двигателя крайне маловероятна, даже в самых критичных ситуациях пара двигателей работают хотя бы в резервном режиме.
2. Удар молнии во время полета
Кинематограф действительно играет с нами злую шутку, показывая иногда, как боинг героически пролетает через грозовые тучи. В реальности же при минимальном риске непогоды рейс будет отложен или отменён, а маршрут – скорректирован.
Но справедливости ради скажем, что удар молнии в корпус самолёта возможен. Маловероятен, но возможен. Вот только бояться этого не стоит. Конструкторы при создании модели самолёта и подборе обшивки учитывают это обстоятельство. Именно поэтому корпуса самолётов покрывают алюминиевыми пластинами. Электрический заряд молнии разряжается на обшивке и не доходит до салона. Удар ощущается лёгким толчком и короткой вспышкой, другого же дискомфорта не ощущает ни команда, ни пассажиры на борту.
3. Не хватит топлива
Многие думают, что безопасность полётов обеспечивается максимальным запасом всего, что может понадобиться в пути. Но это уж точно не касается запасов топлива. С лихвой их никто брать не будет – баки с максимальным уровнем топлива придают лишний вес борту.
Но перед каждым полётом команда лётчиков, инженеров и диспетчеров разрабатывает оптимальный объём необходимого топлива. В расчёт берётся сам маршрут, вариации соседних аэропортов на случай поломки или непогоды, а также увеличенное время нахождения в воздухе от 30 минут до 1 часа. Дополнительным параметром может быть возможность задержки рейса. Если же в воздухе пилот выясняет, что топливо заканчивается, у него хватает времени посадить самолёт до критического момента. Датчики срабатывают намного раньше, чем самолёт перестанет реагировать на управление.
4. Птицы и двигатель
Аэрофобия, основанная на пернатых – это гиперболизированная проблема. Зачастую люди, которые боятся, что самолёт выйдет из строя из-за птицы, не совсем чётко осознают масштабы проблемы.
Начнём с того, что чаще всего птицы врезаются в лобовое стекло, в крылья и, само собой, в двигатели самолёта. Если в двух первых случаях подобное воздушное происшествие остаётся почти без внимания, то двигатель может повредиться. Могут изогнуться лопасти, может забить пространство компрессора. Впоследствии двигатель может остановиться, нарушить свою работу или даже загореться. Но здесь срабатывает тот же опыт пилота, о котором мы говорили ранее. Даже с одним повреждённым двигателем самолёт может спокойно сесть.
Бывалые пилоты говорят, что критичные последствия после столкновения с птицей – редкость. Зачастую это не отражается на путешествии. Существенный ущерб конструкции пернатое создание может нанести либо когда самолёт только взлетает, либо если сама птица внушительных размеров. Но и первый, и второй вариант крайне маловероятен. К тому же, с каждым годом система внешней безопасности самолёта улучшается и снижает риск вреда от воздушных соседей.
5. Возраст самолета
Как не бояться летать, если самолёты один за другим стареют? Вопрос логичный и часто встречающийся. Многие пассажиры отказываются от того или иного рейса, узнав возраст своего самолёта. А если воздушному транспорту осталось меньше 3 лет до снятия с эксплуатации, то желающих лететь ещё меньше.
Для начала следует понять, что пассажирские самолёты редко окончательно уходят на покой, особенно с нынешними технологиями. Даже бывалых штопают, избавляют от ржавчины, трещин, потёртостей, им чинят электропроводку, уплотняют иллюминаторы. С возрастом у самолёта учащается техосмотр и ремонт, но ответственный перевозчик не выпустит на площадку неисправный борт.
6. Ледяная корка на корпусе
На высоте, помимо облаков и сжатого воздуха температура, как известно, ниже привычной для человека. И порой на корпусе самолёта может образовываться ледяная корка. Чаще всего за рейс лёд скапливается у входов двигателей, в передней части хвоста и крыльев. И чисто с практической точки зрения обледенение корпуса опасно.
Вот только эти зоны оборудованы утолщенным покрытием, а также очищающими устройствами. У лобового стекла и всех зон с датчиками работают обогревающие системы, не позволяющие важным зонам покрыться льдом.
Видео — Почему не стоит бояться летать
7. Опасность мобильных телефонов
В свой первый полёт на самолёт многие из нас слышали «Пристегните ремни и отключите мобильные устройства». Но не все из нас знают, что это не просто прихоть стюардесс, а действительно важная мера безопасности.
Дело в том, что сигналы сотовых телефонов действительно могут нанести вред электронике самолёта. Подобные случаи маловероятные, а изменения не критичны. Но в таком деле как полёт в сотнях метров над землёй пилот предпочитает перестраховаться.
Помимо этого, включённые телефоны и компьютеры в случае экстренной ситуации могут банально стать помехой. Человек запутается, за что ему хвататься в первую очередь, что-то выпадет из рук, начнётся машинальная паника. А всё это команде ни к чему. В любом случае, лучше выполнить указания стюардессы, ведь полётные стандарты разрабатываются профессионалами. Так что отключаем телефоны и летаем без страха.
8. Разгерметизация салона самолета
Что даёт сама по себе герметизация салона? Баланс давления и удержание комфортабельной температуры. Разгерметизация может случиться, в крайнем случае, при пробоине, поломке или другом существенном нарушении прочности борта.
При подобных обстоятельствах выпадут кислородные маски. В этот момент команда сажает самолёт на ближайшей доступной площадке, используя резервный или аварийный протокол. Даже в самой критической ситуации вероятность посадить борт без особых последствий максимальная. Не бойтесь, если почувствуете, что самолёт стремится к земле. Дело в том, что пилотам в такой ситуации срочно необходимо спустить борт до 3 000 метров, откуда уже будет осуществляться более плавная аварийная посадка.
9. Турбулентность
Турбулентность в самолёте – явление распространённое и достаточно привычное. Его не стоит бояться, поскольку случаев с авариями в истории зарегистрировано…1. Один случай в 70-х годах.
На сегодняшний же день пилоты научены выравнивать самолёт в условиях сильной тряски. Пассажиров же информируют, как вести себя в зоне турбулентности. Подобные встряски не несут опасности и доставляют просто краткосрочный дискомфорт. Самолёт может «опустить» на 4-5 метров, но сразу же всё возвращается в норму. К тому же, более новые модели самолётов оборудованы датчиками, благодаря которым пилоты просто «огибают» зону турбулентности.
10. Здоровье пилотов
Нахождение в самолёте на протяжении 5-6 часов для пассажира порой невыносимо. Выдержать перелёт, длящийся больше 10 часов, кажется невозможным. И порой задумываешься, как же пилоты выдерживают такую нагрузку.
Каждый пилот, выходящий на рейс, чётко осознаёт, что ему потребуется здравое сознание и светлый разум. При всей автоматике в салоне, за показателями датчиков необходимо следить. Поэтому за пару часов до вылета команда прибывает на борт самолёта и проверяет его состояние. Также она получает информацию о погодных условиях и возможных сложностях в пути, координаты запасных аэропортов. Перед отлётом пилотов осматривает врач, измеряет им давление, проверяет общие показатели.
Чтобы не уставать слишком сильно, пилоты сменяют друг друга. Но происходит это обычно на длительных рейсах. В таком случае в команде может быть 4 пилота, попарно работающих у штурвала. Пока двое следят за самолётом, двое спят в этой же кабине или в соседней. О состоянии пилотов интересуются как диспетчеры, так и стюардессы, созванивающиеся с кабиной экипажа каждые 20-30 минут.
Чтобы не произошло непредвиденного, пилотов даже кормят разными блюдами. Коллегам никогда не подают одинаковый обед – это делается для того, чтобы избежать «парного отравления». Если один из пилотов почувствует недомогание после еды, второй сможет его заменить.
11. Угон самолета и безопасность на борту
В нынешних условиях захват или угон самолёта – ситуация внештатная. Опять же, это случается чаще на киноэкране, чем в жизни. Внутреннюю безопасность на борту обеспечивают сами пилоты и стюардессы. Команду экипажа обучают базовым средствам самообороны, учат, как вести себя в случае угрозы.
Также на американских и некоторых европейских рейсах работают так называемые «воздушные маршалы». В салоне самолёта находятся сотрудники авиакомпании, которые под видом обычных пассажиров сопровождают рейс и следят за безопасностью. Эти люди вступятся за вас, если ваш сосед «перебрал» перед посадкой и даже смогут помешать террористу захватить самолёт.
Если же случай захвата произошёл, то вероятнее всего борт направят на ближайшую посадочную площадку. На этот случай у пилотов разработана своя система механических сигналов. Поршни крыльев передвигаются по определённой системе и дают знать сотрудникам аэропорта, что на борту что-то происходит.
Покинуть же самолёт нападающий не сможет. Героически открыть аварийный выход и спрыгнуть в Амазонку с парашютом не удастся. После подобных случаев весь воздушный транспорт начали оснащать так называемой лопаткой Купера. Это небольшой металлический выступ на корпусе, из-за которого открыть задние двери во время полёта не представляется возможным. Вообще из-за разницы давления открыть любые двери самолета практически невозможно.
12. Самолет кружит перед посадкой
Не всегда самолёт после объявления посадки приземляется. Но паниковать сразу не стоит. Да и вообще, не стоит паниковать, у экипажа всё под контролем. На второй круг самолёт может пойти по нескольким причинам. Возможно, на посадочной полосе есть некоторое препятствие. Предыдущий самолёт, механическая преграда или, скажем, олень забрёл не туда.
В таких ситуациях самолёт резко задирает носовую часть, поднимается и делает круг. Как только полоса очищается, борт сразу же осуществляет посадку. Кстати, не стоит бояться слишком резкого толчка, особенно в зимнее время. Иногда полоса может заледенеть и самолёт намеренно делает грузную посадку, чтобы разбить лёд и комфортно проехать по покрытию.
Авиаперелёты – это комфортно, удобно и быстро. И порой, чуть ли не единственный способ добраться до некоторых пунктов назначения. Важно понимать одно – покупая билет, вы отдаёте себя в руки профессионалам. Людям, которые изо дня в день выполняют отточенные действия и готовы справиться с любым экстренным происшествием. Мы надеемся, что после прочтения этой статьи поводов сказать «Я боюсь летать на самолёте» станет гораздо меньше.