ЮЖД (Южная железная дорога)
ЮЖД (Южная железная дорога) — одна из самых крупных украинских транспортных артерий протяженностью более 3 тыс. км. Она обеспечивает сообщение в Харьковской, Полтавской и Сумской областях, а также на отдельных участках соседних регионов.
Южная железная дорога обслуживает более тысячи промышленных предприятий, поскольку проходит через города, в которых хорошо развиты добывающая и перерабатывающая отрасли, машиностроение и сельское хозяйство.
Структура ЮЖД
Главное управление Южной железной дороги находится в Харькове.
Отделения ЮЖД включают в себя:
- 2 вокзала I-го класса;
- 2 вокзала II-го класса;
- 14 вокзалов III-го класса;
- 3 вагонных участка;
- 281 раздельный пункт, 161 из которых предназначен для грузовых операций;
- 5 грузовых и два пассажирских вагонных депо;
- 3 мотовагонных депо;
- 10 локомотивных депо;
- 8 дистанций электроснабжения;
- 8 дистанций сигнализации и связи;
- 6 путевых машинных станций;
- 7 строительно-монтажных эксплуатационных управлений;
- 12 дворцов культуры и клубов, 2 бассейна, 2 дворца спорта,
6 стадионов; - 16 больниц, 3 поликлиники;
- детскую железную дорогу в Харькове;
- дошкольные заведения, базы отдыха, санаторий, детские лагеря;
- строительно-монтажный трест;
- автобазу;
- информационно-вычислительный центр;
- газету.
Пассажирские перевозки: услуги ЮЖД
Служба пассажирских перевозок ЮЖД создана для обеспечения комфорта пассажиров, доставки багажа.
Также для удобства клиентов предусмотрена услуга «экспресс-передача», позволяющая отправить поездом конверт с документами, корреспонденцией и т.д. Оформление услуги производится непосредственно в составе или на вокзале. Размеры посылки не должны превышать формат А4, а вес – 1 кг.
Услуги, предоставляемые на вокзале
На вокзалах, в зависимости от их класса, пассажирам предоставляются следующие услуги:
- получение необходимой информации в справочном бюро;
- хранение ручной клади в автоматической камере хранения;
- проверка веса багажа;
- пользование платным/стандартным залом ожидания;
- пользование комнатой совещаний, залом официальных делегаций;
- резервирование билетов ЮЖД;
- продажа забронированных билетов;
- доставка ЮЖД билетов в пределах города;
- продажа билетов в пункте отправления на проезд из пункта пересадки;
- доставка сообщения получателю о прибытии багажа;
- хранение 1 места багажа, грузобагажа;
- пользование багажной тележкой;
- хранение забытых и найденных вещей;
- перенос носильщиком ручной клади;
- проживание транзитных пассажиров в комнатах отдыха;
- бронирование мест в отеле.
Помимо вышеперечисленных основных услуг, можно получить и такие:
- снятие с поезда вещей пассажиров, которые отстали от поезда;
- прием телеграмм дежурными по вокзалу;
- пользование компьютером;
- продажа карточек мобильной связи;
- вызов такси;
- рекламные услуги;
- продажа расписания движения поездов;
- продажа полисов медицинского страхования;
- объявление информации по громкоговорителю.
Чем крупнее вокзал, тем больше услуг он предоставляет, поскольку имеет необходимую инфраструктуру.
Услуги, предоставляемые в поезде
Услуги в поездах зависят от категории вагона. Пассажир может ознакомиться с их перечнем и стоимостью, обратившись к проводнику.
Некоторые услуги уже включены в стоимость билета, например, постельное белье. Если билет без постели, ее можно докупить у проводника.
Во время поездки есть возможность приобрести чай, кофе, безалкогольные напитки. Кипяток предоставляется бесплатно.
Если в составе есть вагон-ресторан, можно полноценно пообедать или купить расфасованные продукты питания. Буфет или ресторан, как правило, есть в поездах дальнего следования.
Если человек не хочет ехать на своем автомобиле через всю страну, но планирует воспользоваться им в пункте назначения, на некоторых направлениях действует услуга перевозки машин вагонами-автомобилевозами. Сервис предоставляется ЮЖД с 2010 года, но пока развит слабо, ввиду низкой востребованности.
Также пассажирам предоставляются услуги, которые включены в стоимость билета и не требуют доплаты, но о них знают далеко не все:
- вы можете уехать на несколько часов или дней раньше срока, указанного в билете. При условии, что есть свободные места;
- в случае опоздания на поезд, можно продлить действие билета;
- при необходимости можно прервать поездку, но не более чем на 10 суток. Для этого в течении 3-х часов следует предъявить ЮЖД билеты на станции, где на них поставят печать о продлении. При возобновлении поездки нужно лишь оплатить стоимость плацкарта;
- у проводника можно взять аптечку, набор иголок с нитками, стакан, ложку, вилку, щетку для одежды, а также настольные игры.
Условия и бесплатные услуги для пассажиров с особыми потребностями
Люди с особыми потребностями могут воспользоваться вагонами, в которых есть подъемники. В специально оснащенных купе полка закрепляется в нескольких положениях, чтобы человек мог выбрать наиболее удобное для него.
На вокзалах установлены пандусы, лифты, кнопки вызова дежурного по станции. Для людей с ограниченными физическими возможностями работают специально оборудованные комнаты отдыха и помещения личной гигиены. На привокзальной парковке для них предусмотрены отдельные места.
Люди со слабым зрением могут ехать в вагоне с собакой-проводником в ошейнике и наморднике. Документы на собаку-проводника не оформляются.
Южная железная дорога: покупка и возврат билетов
По поездам дальнего следования можно получить следующую информацию:
- номер поезда;
- направление движения;
- дни курсирования;
- срок резервирования билетов.
Для удобства пассажиров ЮЖД, расписание пригородных поездов размещено отдельно.
Как купить билет?
- онлайн через сервис «Укрзализныця-Букинг». Преимуществом этого способа является существенная экономия времени. Билеты, купленные через сервис «Укрзализныця-Букинг», можно даже не распечатывать, а при посадке предъявить проводнику код на смартфоне;
- через кассы ЮЖД, расположенные на вокзале и в разных районах Харькова;
- заказав билеты в одном из отделений Укрпочты.
Как вернуть билет?
Для возвращения билета нужно обратиться в кассу, имея при себе документ, удостоверяющий личность. Если проездной документ покупался онлайн, нужно предъявить код заказа или электронный билет. Деньги вернут на карту, с которой производилась оплата.
Сумма возврата будет зависеть от того, за сколько времени до отправления поезда вы сдаете билет.
Аренда вагонов
В ЮЖД можно брать в аренду пассажирские и грузовые вагоны.
Пассажирский вагон арендуется для комфортного путешествия по выбранному маршруту. В нем можно проводить праздничные мероприятия или деловые встречи.
Грузовые вагоны на конкурсной основе могут арендовать физические и юридические лица. Для этого им нужно обратиться в ЮЖД с пакетом документов, который передается тарифной комиссии. На основании вынесенного ею решения, объявляется победитель конкурса и составляется договор аренды.