Крупные города наладили транспортировку пассажиров из пункта «А» в пункт «Б» с максимальной скоростью за счет подземного транспорта. Метро открывается то здесь, то там, и это уже весьма привычно и удобно. Ветки направлений охватывают всё большие просторы — так появляется самое длинное, самое глубокое и самое большое метро в мире, а ведь ещё есть и другая
характеристика — самое красивое метро. Архитекторы стремятся сделать из обычных станций — настоящие шедевры, и в мире таких изысков достаточно много.
1. Самая глубокая станция метро в мире — Толедо (Неаполь)
Не так давно в итальянской столице открылась волшебная станция. В 2012 году на первой линии от Неаполя к Пискиноле создали уголок сказки, Толедо была реконструирована в рамках целой линии метрополитена, которую местные жители называют Метро Искусства. Внешне она напоминает что-то среднее между звёздным небом и снежными барханами на Северном полюсе. Иллюминации голубовато-белых отблесков завораживают. Красоту станции признали и мировые представители — в 2013 году она удостоилась звания «Лучшее общественное здание года».
На самом деле эффект воздушного сияния достигнут был достаточно просто. На куполах потолка выложили мозаику, которая отблёскивает при ярком освещении и радует наш взор. Также поражает и глубина станции — она опускается почти на 30 метров под землю, что является практически рекордом в мире. Благодаря архитектору Оскару Тускетсу Бланка и появился этот шедевр. По его инициативе и при сотрудничестве с южноафриканскими художниками, на платформе метро также появились зарисовки с традиционными африканскими мотивами.
2. Погружаемся на две тысячи льё — Arts Et Metiers (Париж)
Долгое время этот метрополитен обслуживал жителей Парижа, но постепенно годы брали своё. Лишь в 1994 году под руководством архитектора Франсуа Шитена метрополитен пережил внушительную реконструкцию. И на платформах был воссоздан неповторимый мир. Не удивительно, что именно эту станцию выбрали для переделки в оригинальную форму. Ведь это направление открылось в непосредственной близости к Национальной консерватории искусств. Поэтому и внешний вид нужен был соответствующий.
Станция метро Arts Et Métiers внешне очень напоминает стиль стим-панк. На самом же деле, задумкой архитекторов была вселенная капитана Немо, персонажа романа Жюля Верна. Отделка станции — медные листы, скрепленные большими болтами и гайками. А под потолком видны огромные шестерни и механизмы, которые вот-вот закрутятся и приведут в движение легендарный «Наутилус». Архитекторы даже заботливо установили иллюминаторы, в которые якобы можно увидеть глубины Тихого океана.
3. Самое живописное метро мира — Estación de Atocha (Мадрид)
В 21 веке, в эпоху суматохи, машин, роботов и нано-технологий всем нам не хватает немного единения с природой. И именно это дарит своим посетителям станция Аточа в Мадриде.
Аточа была создана в далёком 1892 году при участии знаменитого Гюстава Эйфеля. Но, как ни странно, не он приложил руку к легендарности этого места. Справедливости ради стоит сказать, что услышал мир об этой станции при не самых приятных обстоятельствах. В 2004 году здесь прошла серия террористических атак, в ходе которых погибло много местных жителей и туристов. Но горести улеглись, а станция стала постепенно восстанавливаться после разрушений.
В переводе название станции означает «дрок» — это существующее в природе растение. И, пожалуй, это дало идею для создания в центре станции целого тропического оазиса. На общей площади в 43, 056 метров высажены тропические пальмы, кустарники и прочие растения — насчитывается больше 7 000 видов. Здесь же, в искусственно оформленных прудах и заводях живут 22 вида черепах и различных рыб.
4. Очерки истории на стенах — Золотые ворота (Киев)
В список самых красивых станций Золотые ворота включили недаром. Станция метро была создана в 1989 году по архитектурном проекту Жежериных, и выглядит она, правду сказать, чрезвычайно богато. Высокие куполообразные потолки, отделка из белого мрамора, огромные бронзовые люстры оригинального дизайна.
Величие дополняется уникальными, с исторической и религиозной тематикой, орнаментами. Каждый узор — это кусочек целого мозаичного полотна. Стены станции рассказывают местным и туристам об истории Киева и о далёких временах Киевской Руси. Каждая арка — отдельная ступень в хронологии событий.
5. Стеклянный шедевр — Formosa Boulevard (Гаосюн)
Однажды в голову Нарциссу Квольяте пришла идея воплотить в глобальных масштабах полюбившийся всем калейдоскоп. Собрав всю свою фантазию и навыки, а также использовав тысячи стеклянных кусочков и пластин, он создал шедевр. Когда попадаешь на эту станцию, то складывается ощущение, что действительно оказался внутри калейдоскопа — всё вокруг светится и вращается.
Общая площадь стеклянного панно и колонн — 600 метров квадратных, над ними простирается купол, диаметром в 30 метров. На площадках презентованы четыре стихии, создающие жизнь на земле. Вода, земля, огонь и свет. Каждая из них нашла отражение в разноцветных картинках.
6. В пещере горного короля — Rådhuset (Стокгольм)
Вообще стоит сказать, что станции метро в Стокгольме – это буквально вид искусства. Многие из них включены в списки архитектурных шедевров и обязательных к посещению туристических уголков. Не исключение и станция Родхусет, в переводе Ратуша, которая была открыта ещё в 1975 году.
Само понятие того, что нужно спуститься под землю, поражало первых пассажиров метро. Подземный мир преображался под техническим влиянием, но в Швеции решили вернуть ему аутентичный вид. Пожалуй, самой главное особенностью станции Родхусет является девственная горная порода тоннелей. На платформах было принято решение оставить каменные своды, неровности и насыпи в том виде, в котором их создала природа, просто слегка отшлифовав и придав более розоватый оттенок. Для большей неординарности входы оформили с помощью гранита и алюминия. А неоновая подсветка делает это место более загадочным и, само собой, красивым. При правильно подобранной музыке можно почувствовать себя в пещере горного короля.
7. Узоры и горные источники в Kungsträdgården (Стокгольм)
Метрополитен Стокгольма любит удивлять своими формами и необычным подходом к оформлению. Станция Королевский Сад — это целая инсталляция с длинной и немного драматичной историей. В 70-х годах, когда было запланировано строительство станции и её оформление, вспыхнул настоящий скандал. Один из входов планировали разместить в парке, но для этого нужно было вырубить деревья. Многие из них были достаточно старыми и значимыми для парка. Волна протестов в поддержку растений вылилась в протест — люди приковывали себя цепями к стволам. К счастью, так ли иначе всё разрешилось, и на сегодняшний день мы можем увидеть внушительные формы и пёстрые цвета подземелья.
Метро Стокгольма тяготеет к каменным и естественным природным образам, станция Королевского Сада не стала исключением. Автором идеи этого лабиринта выступил Урлик Самуельсон. Потолки здесь достаточно бугристые и окрашены в зеленоватый оттенок. А над арками видны геометрические древние рисунки, узоры и орнаменты. То здесь, то там виднеются расколы стены, откуда вытекают горные ручейки и источники.
8. Фарфоровая сказка под землёй — Т-centralen (Стокгольм)
Как бы ни был прогрессивен Стокгольм, но метро и его красивые станции всё ещё тянутся к древностям. Станция T-Centralen находится в центре города и является связующей между всеми направлениями города и окрестностей. И именно здесь ежедневно движется самый оживлённый пассажиропоток Стокгольма. И все они любуются голубоватыми сводами и синими узорами на каменных потолках станции.
Вера Нильссон и Сири Деркерт постарались на славу и создали целый лазурный мир под землёй. Всё здесь разукрашено в голубоватый, синий и аквамариновый оттенки. И, признаться, в отличие от других подземелий метро, здесь создается ощущение, что ты находишься в серванте, окруженный фарфоровым сервизом.
9. На рубеже старого и нового — Olaias (Лиссабон)
В Португалии к вопросу архитектуры станции подошли оригинально, создав пёструю инсталляцию, чем-то напоминающую калейдоскоп и конструктор одновременно. В 1998 году, в рамках выставки «Экспо», архитектор Томаш Тавейра представил миру своё детище — конструкции на станции стоят на рубеже урбанистического стиля и стим-панка.
Ржавые, слегка грубые, тонкие и скрепленные болтами балки выступают каркасной основой всех креплений. А над головой – лёгкие, разноцветные подсвеченные пластины. И все они сияют, переливаются и выделяются на фоне ржавого железа. Именно такими образами художник хотел подчеркнуть, как на фоне старого ярко и празднично выглядит новое.
10. Стеклянное око в сердце Большого Яблока — Фултон-центр (Нью-Йорк)
Все, кто хоть раз бывал в Америке, знает, что метро Нью-Йорка внушительное по размерам. А ещё это самое длинное и запутанное метро мира. Оно имеет десятки направлений, сотни вариаций и сотни тысяч пассажиров ежедневно. Но также у этого метрополитена есть своя особенность — любовь к необычным формам. В центре города располагается одна из самых больших станций — Фултон-Центр.
Открыли её не так давно, лишь в 2014 году, на общую сумму больше 1 миллиарда долларов провели грандиозную реконструкцию. И, что самое главное, установили огромный стеклянный купол. Его высота составляет 36,5 метров, диаметр нижнего кольца 22,5 метров, а самого верхнего — 16 метров. Почти 1 000 панелей создают некую воздушную подушку над станцией. Помимо самой станции во время реконструкции восстановили старинное соседнее здание. Использование 3D моделирования и фантазия архитекторов превратили Фултон-центр в большой комплекс, который отвечает всем веяниям современности.
Видео — Необычные станции метро
В мире ещё полно загадочных чудес под землёй. Мы собрали для вас самые яркие произведения искусства — красивые станции метро Стокгольма, величие украинских Золотых ворот и пёстрые цвета Тайваня – это далеко не всё, чем может удивить сегодня туриста метрополитен. Поэтому, отправляясь в любую точку мира, не ограничивайтесь храмами и хоть разок смените такси на вагон метро. Кто знает, может одна из веток приведёт вас в сказку.